Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бергман ингмар

Энциклопедический словарь

Бе́ргман Ингмар (Bergman) (р. 1918), шведский режиссёр, сценарист. Творческий путь начал в театре, осуществил множество постановок по пьесам У. Шекспира, А. Стриндберга, А. П. Чехова и современных драматургов. В кино с 1944. Развивает тему трагического одиночества человека, тщетно ищущего смысл бытия. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (оба 1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983) и др.

* * *

БЕРГМАН Ингмар - БЕ́РГМАН (Bergman) Ингмар (1918-2007), шведский кинорежиссер. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (оба 1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983) и др. Развивает тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.

* * *

БЕ́РГМАН (Bergman) Эрнест Ингмар (14 июля 1918, Упсала - 30 июля 2007, остров Фере), шведский режиссер кино и театра, сценарист, драматург, прозаик, эссеист, продюсер ряда своих фильмов, выдающихся деятель скандинавского театра 20 века, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.

Родился в семье пастора. Окончив в 1944 факультет литературы и искусства Стокгольмского университета, работал режиссером в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946-49) и Мальме (1952-58). С начала 1960 ставит спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963-66 является его директором. В 1944 дебютирует в кино в качестве сценариста («Травля», режиссер А. Шеберг).

Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком типичной для представителей шведского литературного авангарда 1940-х гг. бескомпромиссной критики социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма. Герои его картин - люди трудной судьбы («Кризис», 1946, «Корабль в Индию», 1947, «Музыка во тьме», 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные («К радости», 1949, «Летняя игра», 1950, «Лето с Моникой», 1952), неблагополучные супружеские пары («Жажда», 1949, «Женщины ждут», 1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем («Тюрьма», 1949).

С новой остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу новаторских лентах 1950-х гг.: в пронизанном горьким социально-критическом пафосом «Вечере шутов» (1953), восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати» (1956, премия Международного кинофестиваля в Канне) и погружающем в легендарное прошлое «Источнике» (1959), балансирующем на грани реального и фантазийного «Лице» (1958, премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского этико-художественного максимализма в этот период становится отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути («Земляничная поляна», 1957).

Поиск истоков одиночества, генезис отчуждения - в центре внимания Бергмана в его этапных фильмах 1960-х гг., сложившихся в тематическую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (1960), «Причастие» (1962), «Молчание» (1963, премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино))). Напоминая по форме «камерные пьесы» Ю. Стриндберга (см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август) (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма «Персона» (1956), весомо свидетельствовали, что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни людей измерение. Испытав влияние датского философа С. Кьеркегора, (см. КЬЕРКЕГОР Серен) одного из духовных учителей режиссера, Бергман анализирует в фильме «Час волка» (1965) психологическое состояние теряющего рассудок художника, в ленте-антиутопии «Стыд» (1967) вскрывает причины деградации одинокой личности, в картинах «Страсть» (1968), «Прикосновение» (1970), «Шепоты и крики» (1971) исследует болезненный слом устоев буржуазного брака и семьи. Бергмановская глубина постижения жизненных коллизий практически на знает себе равных в опыте современного киноискусства.

1970-е годы отмечены в творчестве Бергмана усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении фильма «Сцены из супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения - фильма «Лицом к лицу» (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического «прогноза» картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976). На рубеже 1980-х гг. в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, - семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров Бергмана «Осенней сонаты» (1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.

Творческое наследие Бергмана огромно. На сценах Швеции и других стран им поставлено более 70 спектаклей по произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 1986 режиссер снял 46 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного Международного кинофестиваля в Канне (1997). В 1989 в русском переводе вышла его блестяще написанная книга мемуаров «Латерна магика». Последний свой фильм «Сарабанда» поставил в 2003 .

Скончался в своем доме, расположенном на острове Фере в Балтийском море.

Энциклопедия Кольера

БЕРГМАН Ингмар (Bergman, Ingmar)

(р. 1918), шведский кинорежиссер. Родился 14 июля 1918 в Упсале. Получил образование в Стокгольмском университете, художественную деятельность начал в 1940 режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании "Свенск Фильминдустри". Среди его фильмов - Земляничная поляна (Smultronstllet, 1957), Лицо (Ansiktet, 1958), Улыбки летней ночи (Sommarnattens, 1955), Седьмая печать (Det sjunde inseglet, 1957), Молчание (Tystnaden, 1963), Источник (Jungfrukllan, 1959), Персона (Persona, 1966), Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett ktenskap, 1973), Как в зеркале (S'som i en spegel, 1961) и Осенняя соната (Hstsonaten, 1978). Бергман обычно снимал фильмы по собственным сценариям, затрагивая в них широкий круг проблем: поиски своего "я" (Персона), творчество и больное сознание (Час волка - Vargtimmen, 1968), одиночество и сексуальные отклонения (Молчание), способность любви выстоять во враждебном мире (Стыд - Skammen, 1968), отношения человека с Богом (Причастие - Nattvardsgsterna, 1962), смерть (Седьмая печать и Шепоты и крик - Viskningar och rop, 1972), разобщенность - между мужем и женой (Сцены из супружеской жизни), между человеком и Богом или между людьми (все его фильмы). Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1983) и Благие намерения (1992) - глубокие исследования детства и отношений между родителями. Вместе с автобиографическими работами Латерна магика (1988) и Образы (1994) они свидетельствуют о том, насколько неразделимы жизнь и творчество Бергмана.

ЛИТЕРАТУРА

Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1969

Полезные сервисы